Первый номер вышел в октябре года. Журнал обращался к широкой аудитории - от воцерковлённых до только присматривающихся к Церкви, от юных до стариков. Редакция журнала старалась знакомить читателей с лучшими материалами, написанными православными публицистами и богословами, держать их в курсе всех самых важных событий, помогать правильно сориентироваться в проблемных вопросах жизни церковной и общественной. Редакция сотрудничала с Международным клубом православных литераторов "Омилия", многочисленные авторы которого обогащали номера своими произведениями. По словам ответственного редактора издания Светланы Коппел-Ковтун :
"мы делаем журнал для себя, для таких, как мы - жаждущих и устремленных, ищущих Бога и Божьего. Мы сами жаждем подлинной жизни во Христе , сами ищем её проблески, ее проявления в людях и текстах, а затем делимся найденными сокровищами с нашими ближними - читателями " .
Подписаться на журнал можно было только на Украине . В году "Мгарский колокол" был награждён премией "Золотое перо" в номинации "Лучший журнал Украинской Православной Церкви ". В мае года вышел сотый номер, а в октябре следующего года - юбилейный номер в память 10-летия издания.
Летом года издание журнала было прекращено.
Почему православному паломнику стоит посетить Спасо-Преображенский монастырь.
В Украине на данный момент существуют сотни православных мужских и женских монастырей, хотя еще недавно их практически не было. Во время советской власти многие строения сохранились в разной степени разрушения, но монашеской жизни в них уже не было. Стены без молитв - просто память о прошлом. Как же удивительно наблюдать, когда на твоих глазах происходит чудо преображения какой-либо обители, храма и Церкви в целом. Когда из ничего появляются красота и силы, чтобы участвовать в созидании этой красоты, открываются глаза, чтобы её созерцать. И когда среди каменных построек опять теплится живой дух, это не может не вдохновлять.
Одним из лучших примеров такого преобразования из небытия в новую жизнь является Спасо-Преображенский монастырь. После расстрела последних 17 монахов с игуменом, монашеская жизнь в монастыре прекратилась. В тридцатые годы здесь держали детей «врагов народа».Хотя теперь уже ясно, что врагами народа были именно те, кто мучил людей, убивали и рушили всё святое. Удивительно, что монастырь уцелел и во время Второй мировой войны. С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946-го - войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Восстановление монастыря началось в 1993 г., и за эти 23 года произошли колоссальные изменения по реконструкции, обустройству и организации жизни в обители.
Спасо-Преображенский мужской монастырь находится недалеко от провинциального, но очень древнего города Лубны, известного по документам с 988 г. (период Крещения Руси). Чтобы попасть в обитель, нужно подъехать к горе Мгарь. Название непривычно для славянского уха. Известно оно со времен татаро-монгольских нашествий, и слово это означает на их языке – стоянка.
Мгарский монастырь - духовная жемчужина Лубенской земли - уже много веков возвышается она над живописной рекой Сулой. Земля здесь такая богатая и красивая, что невозможно налюбоваться и надышаться. Недалеко от этих мест находится Миргород с минеральными водами и все прочие места из рассказов Гоголя. Можно сказать, что это сердцевина Украины и природа Полтавской земли - отражение самых лучших и характерных черт настоящего украинца, в котором есть физическая красота, певучесть, философское спокойствие и неторопливость.
Монастыри обычно находятся в самых красивых местах, на возвышенности и на удалении от людских поселений. К сожалению, киевские монастыри или монастыри больших городов уже утратили этот дух отшельничества и отстранения, большой город влияет на дух монастыря. Поэтому после посещения этой обители паломник получает неимоверный заряд энергии и наслаждение монастырской красотой и здешним спокойствием. К монастырю нужно проделать путь, который меняет человека не менее, чем само посещение святыни.
Виды, которые открываются перед взором на колокольне Мгарского монастыря, великолепные. Просто захватывает дух. Какая же красивая наша земля сверху, хотя она и внизу хороша, с высоты же птичьего полета она видится по-другому. Яркое разноцветие и различные оттенки зеленого в деревьях и кустарниках, кучерявые холмы, извилистость речки, храмы вдалеке. Даже пахотная земля сверху выглядит узорами и лоскутами живого одеяла Земли, к чему приложил руку человек. И масштаб, расширенный кругозор, даже на физическом уровне это влияет на сознание и ход (полет) мыслей.
Колокольня в Церкви – не просто звонница, но еще и великолепная обзорная площадка. Особенное место, где ощущаешь высоту, становишься ближе к небу в прямом и переносном смысле. Вокруг летают ласточки и другие птицы, и рядом с ними чувствуешь себя на большой высоте тоже окрыленным. Люди внизу становятся такие махонькие-махонькие, прямо как говорил Голохвастов в известной комедии «За двумя зайцами» про Лаврскую колокольню в Киеве. Выше только крест самой колокольни, выше только облака.
На колокольню Мгарского монастыря людям разрешается забираться только раз в году, во время пасхальной недели, тогда можно бить в колокол даже тем, кто не знает перезвонов. А так колокольня закрыта для посетителей, исключение могут сделать, но разве что ради паломнических групп или если договориться с монахами.
Территория монастыря очень ухожена. Парковая зона, цветники, беседки, водоем с редкими черепахами. Особенное место занимает монастырский птичник с орлами и совами, а также гуляющие павлины, аисты, индюки. Как и во всяком монастыре, здесь есть собаки и кошки, но не в каждом монастыре есть свой птичник с попугаями, беркутами, черными воронами, совами. Разумеется, что это не самое главное достоинство этого замечательного места монашеского общежития на Полтавщине, но представляет определенный интерес не только для детей, а и для взрослых. Некоторые птицы свободно гуляют по территории, на центральной дорожке сразу у входа паломников и туристов встречают цесарки, утки, важный индюк. По газонам бродят павлины с индюшками.
Кто из нас видел вблизи аистов? Здесь же можно рассмотреть вблизи двух аистят. Они прохаживаются рядом с вольером для птиц, но, в отличие от других редких птиц, вне клетки. Красивые, их даже можно потрогать. Хоть они ничем в пространстве не ограничены, летать, скорее всего, не могут. У одного из молодых аистов был заметен какой-то дефект с одним из крыльев. Добродушный пожилой монах, который убирал в клетках, сказал, что это подранки, т. е. их подбирают уже с проблемами. Аист – символ мира и красоты, у входа монастырских ворот на водонапорной башне аист свил гнездо, что как нельзя лучше подходит к образу мирных монахов тружеников.
Количество братии – 25 человек. К паломникам отношение спокойное и приветливое. Хочется поблагодарить иеромонаха Германа, который смог провести экскурсию по монастырю для паломнической группы общины строящегося киевского Кафедрального собора, рассказал историю обители, главного храма, и провел на колокольню.
История же старинного монастыря очень интересная, местами удивительная, местами трагичная. Основан в 1619 г. Население монастыря складывалось в основном из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. В целом за счет твердой позиции в борьбе против расширения унии на украинских землях монастырь быстро набрал популярности и поддержку среди казачества. Монастырь пользовался поддержкой украинских гетманов и русских царей, его посещали И. Мазепа, Петр I, Т. Шевченко, А. Пушкин. По преданию, место постройки монастыря подсказан ангелами первым монашествующим. Об этой легенде говорится в повести Т. Шевченко «Близнецы».
В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви на средства гетьманов Самойловича и Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр, автор Троицкого собора в Чернигове). Ему помогал Мартин Томашевский, а после смерти И. Баптиста работу закончил мастер А. Пирятинский. Плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д. Ворона. В росписи монастырских стен принимал участие известный украинский художник Иван Максимович. В облике храма объединен староукраинский стиль XI-XII в. с барокково-ренессансной архитектурой Западной Европы. Также в комплекс входит колокольня в стиле барокко.
Храм великолепный не только по форме, но и выделяется уникальной лепниной, что является редкостью в православных храмах славян. Иногда это называют неканоничным декором, но он вполне органично вписывается в архитектуру Мгарского монастыря. На белых стенах есть уникальные изображения Ангелов, цветов, различных орнаментов и даже… коров. Черные точечки на храме - ласточкины гнезда. Ими облеплено все здание по периметру, но полет птиц вокруг собора умиротворяет. Зеленые купола храма - со звездами. Когда-то собор был семиглавый, но 1728 году центральный купол собора обвалился. После восстановления в 1754-м собор стал пятиглавым.
Иконостас после революции был полностью разрушен, сейчас его восстанавливают монахи по фотографиям. Изящные декоративные элементы все выполнены из дерева, липа. Работы выполняют полтавские мастера. Большинство фресок было повреждено. В память об этих событиях сохранена расстрелянная икона св. царицы Александры. На лике иконы видны места от пуль. В храме есть местнопочитаемая Мгарская икона Божией Матери.
Во дворе монастыря красивая икона Константинопольского патриарха Афанасия, который очень почитается в монастыре. Цареградский патриарх во время путешествия остановился на некоторое время в обители, тут же он и скончался († 1654). Его мощи оставались здесь, но потом были перенесены в Харьковский кафедральный собор. Интересная деталь, что мощи практически единственные в мире подобного рода, потому что... сидячие. Говорят, что тапочки у святого стираются время от времени и их меняют, что символизирует его путешествующего по миру в молитвах. В 1785 году на месте, где любил уединяться патриарх Константинопольский Афанасий, была построена колокольня. Отдельно стоящая колокольня в стиле классицизма была достроена только в 1844 году. Виды с нее потрясающее, просто дух захватывает. На первом этаже колокольни сохранились надписи из различных эпох, люди оставляли нацарапанные на стенах имена, в прошлом веке, во время советской власти, есть редкие надписи и царского периода.
Сохранились и монашеские кельи XVII века. Есть в монастыре корпус, в котором снимали известную комедию «Свадьба в Малиновке». Сейчас тут резиденция митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, который участвует в восстановлении обители с самых первых дней.
Невозможно не упомянуть о монастырском ските. Скит при монастырях обычно находится на неком удалении от места монашеского общежития, и там проживают возрастные монахи, схимонахи. Место уединения и молитвы.
Сам скит Мгарского монастыря находится не так далеко, минутах в восьми ходьбы от обители. Издалека видная красивая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В монастырском саду очень высокий курган. По преданию, святитель Афанасий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский, во время своего пребывания в монастыре, несмотря на болезненное тогда свое состояние, часто уединялся на этом холме, где и проводил целые часы в молитве и духовном размышлении. На этом месте была сначала деревянная церковь, а потом построена каменная (1891 г.). Церковь возведена в византийском стиле, из кирпича, с одним куполом. Вместе с алтарем церковь имеет форму креста. До революции крыша имела красный цвет, а сейчас покрыта синим металлом, который блестит на солнце и радует глаз.
Территория скита не менее интересна, чем сам монастырь, в этом месте можно отдохнуть и полюбоваться красивым райским местечком. Примечательно, что жители там не встретились, и ощущение было такое, как будто попали в какое-то волшебное, мистическое, но доброе и умиротворенное место. Скит Мгарского монастыря – особый. Такого благоустроенного места трудно встретить даже в богатых киевских монастырях. Всё здесь обустроено с любовью, начиная от скамеек и дорожек, заканчивая цветниками и литыми из металла причудливыми украшениями. Есть вещи необычные, например, все дорожки в скиту травяные, ходишь, как по зеленому и мягкому ковру. Есть тут и ландшафтный дизайн, садовники устроили здесь мини ботанический сад.
В скиту находится место захоронения мгарских мучеников, последних насельников монастыря, убиенных безбожниками. Это трагическая страница в истории монастыря. В 1919 году, в ночь с 5(18) на 6(19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием.
Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. Имена всех семнадцати мучеников сохранились. Расстреливаемых было больше, семь монахов получили тяжелые ранения, но им посчастливилось выжить, их поначалу в темноте посчитали убитыми. Игумен умолял пощадить братию, однако просьба была грубо одернута и его расстреляли в упор. Затем расстреливали группами остальных монахов. Одними из организаторов казни были местные люди.
Рядом со скитом есть старец-дуб. Ему не менее сотни лет, и может быть, именно о нем упоминалось в старой газете. Монастырь посещали многие известные лица, например великая княгиня Елизавета Фелоровна, тоже впоследствии ставшая мученицей, канонизирована Православной Церковью.
«Полтавские епархиальные ведомости». 1911 г:
«22 августа посетила лубенский Спасо-Преображенский монастырь Великая Княгиня Елизавета Федоровна… Ее Высочество со свитой и почетными гостями изволила осматривать обитель. С молитвенным настроением прошла она по липовой алее, насаженной руками святителя Иосафа Белгородского, взяла на память кусочек дуба святителя Афанасия (дуб чтится всеми богомольцами)».
Вокруг монастыря буйствует зелень. Именно благодаря почве и хорошему климату древние монахи смогли проявить свое умение и прославить свой монастырь. После разрушения княжеского замка и католического монастыря повстанцами Максима Кривоноса во время освободительной войны 1648 года выращивание лекарственных растений и практику фитотерапии унаследовали монахи Мгарского монастыря. Известно, что они занимались сбором, заготовкой, выращиванием лекарственных растений, готовили из них лекарства, которые вместе с молитвами распространяли среди прихожан. Эта деятельность братии настолько была успешной, что в своё время Пётр І, возвращаясь этими местами после Полтавской битвы, велел учредить здесь первую полевую аптеку.
Сейчас в церковных лавках продают известный Мгарский чай из трав. Есть в монастыре и своя монастырская пасека. В монастыре есть сад, пастбища с коровами и другое хозяйство. Здесь даже делают свое натуральное экологическое мороженое! Благо, что с молоком проблем здесь нет. Трудятся монахи, и это хорошо.
Недалеко от монастыря находится мемориал народной скорби «Голодомор-33». Это насыпной курган, над ним установлен большой колокол, который завершается Крестом. На колоколе надпись: «Голодомор-1933 - когда уходит один человек, с ним умирает мир. Когда же миллионы идут в пропасть, тогда умирает уже целая Галактика». Во время революции последних монахов, которые оставались в обители, расстреляли, казнь семнадцати людей Божиих и уничтожение обители повлияло на будущую историю народа. Голод, войну, репрессии можно назвать наказанием за отход от Бога и поругание святынь. Когда-то Каин совершил первое убийство брата, и сколько таких убийств произошло за тысячелетия? Земля вся в крови, и огромные красные маки в скиту Мгарского монастыря растут как напоминание о пролитой невинной крови в этом месте почти сто лет назад.
Для православного паломника сегодня Мгарский монастырь должен быть обязательным для посещения. Здесь верующий в Христа находит не только природную красоту и архитектурный изыск старинных храмов, но и соприкасается с историей своего народа, с историей Церкви на Руси. Здесь человек отдыхает душой, потому что место это весьма благодатное и молитвы наших достойных предков, святых наполняют это место незримым светом, который каждый уносит с собой в своем сердце. Воспоминания о Мгарском монастыре всегда теплые и радостные, хочется еще раз вернуться в это святое место.
Андрей Герман
август 2002
Первый номер журнала вышел в октябре 2002 года. Журнал обращался к широкой аудитории - от воцерковлённых до только присматривающихся к Церкви, от юных до стариков. Редакция журнала старалась знакомить читателей с лучшими материалами, написанными православными публицистами и богословами, держать их в курсе всех важных событий, помогать правильно сориентироваться в проблемных вопросах жизни церковной и общественной. По словам ответственного редактора издания Светланы Коппел-Ковтун : «мы делаем журнал для себя, для таких, как мы - жаждущих и устремленных, ищущих Бога и Божьего. Мы сами жаждем подлинной жизни во Христе, сами ищем её проблески, её проявления в людях и текстах, а затем делимся найденными сокровищами с нашими ближними - читателями» .
В июле 2005 года «Мгарский колокол» был награждён премией «Золотое перо» в номинации «Лучший журнал Украинской Православной Церкви» .
6 июня 2007 года усилиями членов редакции Светланы Коппел-Ковтун и Андрея Ковтуна был организован Международный клуб православных литераторов «Омилия» под эгидой Сектора духовно-просветительских проектов УПЦ . Участники «Омилии» печатались на страницах «Мгарского колокола» .
Летом 2013 года издание журнала было прекращено . Последний номер был за июль . Материалы номеров с январь 2007 по июль 2013 года доступны на неофициальном сайте Мгарского монастыря .
|
Сегодня Церковь покидают люди, которые долгие годы искренне пребывали в ней, участвовали в таинствах, подчиняясь традиционной дисциплине. Как на деле реализуется христианская свобода взрослого человека, может ли проповедовать мирянин и как отвечать на вопросы людей, которые требуют диалога?
Когда люди приходят в Церковь, поначалу им кажется, что перед ними расстилается огромная дорога духовного возрастания, а в реальности через некоторое время, они попадают в такое «беличье колесо». Уходит много сил и энергии на вращения, но человек стоит на месте. Неудивительно, что это приводит к истощению. Каждый день одно и то же, каждый год одно и то же. Вместо раскрытия навстречу Богу мы все больше закрываемся, замыкаемся.
Старец - это человек освящённый, настолько полно живущий по воле Господа, что и людям помогает войти в эту волю, приобщиться к радости. По слову Симеона Нового Богослова, «не таится от Него ни капля слёзная, ни этой капли часть некая». Старец и нас вводит в эту атмосферу нужности. Мы вдруг начинаем понимать, что для Бога мы - значимы, что для Него мы не чудовища, не сборище грешников, но планета дорогих его сердцу детей. Ведь только ощутив собственную нужность можно начать жить и творить добро.
Человек поразительно не равен сам себе. И намешано в нём всякого разного с избытком, и сам этот избыток какой-то странный, непонятный, даже, кажется порой, ненужный - лишний... Всё ему чего-то недостаёт, что-то нужно и, как правило, то, чего нет и быть не может - разве только в грёзах... То счастья ему захочется, то любви... И что нормальному прагматику со всем этим делать - в наше-то время?.. Помнится, у Ю.Мориц было точное, но всё равно непонятное, ибо поэтическое, высказывание: «Душа - не мера, а избыток»...
Исповедь - это основное и иногда единственное место и время встречи священника с кающимся человеком. Именно здесь искусство диалога, слышания и слушания, понимания и сострадания востребовано как никогда. Священнику необходим трезвый и опытный ум, знание психологии и понимание духовных основ жизни личности, чтобы сохранить собственный душевный мир и помочь ближнему.
Убогий и больной вдвойне беден. Ибо здоровые из неимущих переходят от двери к двери, ходят по имущим; сидя на перекрестках, взывают ко всем проходящим. Эти же, связанные болезнью, заключенные в тесных жилищах и в тесных уголках, как Даниил во рве, ожидают тебя, богобоязливого и нищелюбца, как Аввакума.
У людей уже есть негативный опыт соприкосновения со священниками. Они приходили со своими вопросами и получили такие ответы, после которых всякое желание продолжать разговор у них отпало. Причем эти люди находятся в Церкви и никуда не хотят из нее уходить.
Мы думаем о себе, что в меру добры: нам жаль страдающих людей и, кажется, мы хотели бы им помочь - если бы могли. Опять же, в свою меру. Хотя по-настоящему никто из нас не знает какова эта мера. Мы больше теоретизируем, чем практикуем, а узнать свою меру можно только действуя.
Если мы не воспринимаем благ, которые нам даёт Бог, и ропщем, то приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьёзно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это ещё хуже, тогда ему придётся единовременно, сразу за всё расплачиваться в будущей жизни...
Поскреби каждого второго технологического стартапера в России — и непременно обнаружишь, что он хоть когда-то, но «ходил к Бортнику»: либо заявлял свой проект, либо получал финансирование, либо попадал в число «умников» (1. УМНИК — программа Фонда Бортн
[yt=OR-QkBXRQ-Q] Настоящая доска для заметок, рисунков и фото с экспортом в PDF или презентации Keynote и PowerPoint. Набор инструментов в не такой большой, как в других приложениях, но реализованы они все практически идеально. Можно создавать различные б
Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.Но в
Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы. Но
Каждого человека опекает добрый дух, собственный персональный бог, для которого очень важно, как сложится именно Ваша судьба. Существует очень сильная молитва чтобы призвать на помощь Ангела хранителя и попросить его о помощи в трудной ситуации. Он подска