Антониево дымский монастырь и святое озеро. Антониево-дымский монастырь. Не бывший, но действующий

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В 12 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности вблизи Дымского озера, стоит древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь – один из древнейших монастырей Северо-Запада Руси. Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение.

Преподобный Антоний Дымский принял постриг, в Хутынском монастыре, у преподобного Ваpлаама Хутынского, после кончины которого в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина, преподобный обрек себя на тяжелые подвиги.

Момент избрания места для будущего монастыря замечательно изобразил духовный писатель середины XIX века Башуцкий: «Когда великий ученик знаменитого Варлаама Хутынского, Антоний, проименованный впоследствии Дымским, совершая в 1243 году то, что обыкновенно начертывают в святых его изображениях на держимой им в руках хартии: «Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающего мя», когда в высоком, благодатном настроении сем, движимый Духом, скитаясь по лесной пустыне, он вышел на эту поляну, взошел на возвышающуюся холмом середину ее, и взором, просветленным от света внутреннего, взглянул кругом на необозримую глубину бегущих во все стороны лесов, как бы соединяющихся на горизонте с небом: на спокойно улегшуюся в этом безлюдном месте вышину поляны, пологий откос, который ласкают тихо плещущиеся волны об него волны пустынного, темного, спокойного озера, отражающего в себе лишь тот же лес с тем же куполом неба, когда Антоний заслышал эту тишь, не нарушаемую никаким гулом человеческих забот, - он не мог не избрать этого места, превосходно отделенного своим положением и природою от всякой молвы, попечений и печалей века. Оно создано как бы нарочно для пустынных, одним Богом охраняемых, непонятных и недоступных миру подвигов дивного, святого, духовного созерцания».

Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере. Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро.

Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия.


С общего согласия братии и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи «на Дымях» была воздвигнута и освящена церковь во имя Антония Великого. Позже были устроены два придела – в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. Немного времени спустя была поставлена и теплая церковь во имя Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братскою трапезною.

Первое разорение монастырь претерпел в 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Иноки Антониевой обители, видя приближение полчищ свирепого врага, пропели молебен у раки с мощами Преподобного Антония и сокрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу Преподобного монахи опустили на дно Дымского озера. Монастырь был разграблен и сожжен дотла. Однако святыни были спасены и впоследствии обретены в водах Святого озера.

В 1585 году в Дымском монастыре нашли прибежище насельники Валаамского монастыря, которые после шведского разорения их обители в 1578 году переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь валаамские старцы сохраняли свои традиции, живя по своему общежительному уставу. Так промыслом Божиим соединились истории двух обителей севера Руси. Дымский монастырь помог сохранить непрерывность традиции Северного Афона и обогатился ею сам. В 1618 году братия была переведена в Васильевский монастырь на Волхове.

В XVI веке Преподобный Антоний дважды спасал свою обитель от пожара, являясь во сне и вовремя пробуждая игумена монастыря. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение – от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм – соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря – 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. Но несмотря на временное упразднение монастыря, его строительство в этот период не прекратилось. Особенно послужил памяти Преподобного отец Авраам Ксенифонтов, который к 1783 году построил в монастыре деревянную церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В начале 1790-х годов о. Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы. Эти созидательные труды белого священника позволили обители вскоре вновь возродиться.

В конце XVIII в Тихвинском монастыре настоятельствовал деятельный архимандрит Игнатий, который возревновал о памяти Преподобного Антония и обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года.

Братство возобновленной обители составили 30 иноков Тихвинского монастыря. Количество насельников, начиная с 30 иноков, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов). Возрождение закрытого при Императрице Екатерине Алексеевне монастыря поддержал Император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново – полностью в камне, чему способствовала ежегодная Антониевская «ярманка», проходившая в течении 4-х дней на праздник св. Иоанна Предтечи (24 июня).

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-хдневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

В 1806 году настоятелем Герасимом (Гайдуковым) был закончен верхний ярус собора, начатый еще в предыдущем столетии о. Авраамом. 24 и 15 февраля там были освящены престолы левый – во имя Антония Дымского и правый – Живоначальной Троицы. Пятикупольный четырехпрестольный собор с двухъярусной колокольней стал украшением обители.

В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (в миру – Дмитрий Кириллов). Монастырь занимался просветительской деятельностью, при нем существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

После 1917 года Дымский монастырь пережил третье закрытие и разорение за свою историю.

В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В это же время было разорено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад.

В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Взирая на руины монастыря, казалось, что нескоро придет «время собирать камни», потому что собирать было нечего. Летом 1994 года на средства Петро-Павловской церкви села Сомино Ленинградской области был изготовлен 4-метровый деревянный крест. Установка памятного креста на Дымском озере была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию II-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. В том же году настоятель Тихвинского монастыря игумен Александр благословил впервые отпраздновать память «зимнего Антония » 17/30 января прямо на озере. Еще накануне торжества никто не знал, что этот день станет днем возобновления Дымского монастыря. Буквально за несколько дней до праздника – 27 января было наконец подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. А в самый день памяти Преподобного Антония представители Бокситогорского комбината «Глинозем» передали тихвинским монахам ключи от единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания – бывшего странноприимного корпуса.

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря. К празднику «летнего Антония » в 2001 году над колокольней собора поднялся шпиль с крестом. В том же году трудами монаха Варфоломея был построен новый трапезный храм и на праздник Антония игуменом Евфимием в нем была уже совершена первая Литургия на антиминсе. Этот храм по завершении отделки предполагается освятить во имя Преподобного Варлаама Хутынского.

В 2001 году, стараниями настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина), в Антониево-Дымском монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. Мощи Святого находятся нынче в Успенском соборе Большого Тихвинского монастыря.

6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

В последние годы продолжается строительство собора монастыря, на Дымском озере возведена деревянная часовня Преподобного Антония.

Адрес: 187642, Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Красный Броневик

Телефон: +7 921 098 97 47

Как добраться: до монастыря можно автобусом, направление - Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

Координаты:

Приглашаем вас совершить паломничество, православные поездки, экскурсии, туры, однодневные многодневные из Петербурга с паломнической службой Свирский паломник.

Наши паломнические поездки из Спб - это посещение святых мест, молитва, участие в литургии соединенные с рассказом групповода или экскурсией в монастыре.

Святые места посещаем в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и по России. Во время поездки экскурсию ведет православный гид, соединяя рассказ и молитву.

Регулярные поездки к мощам св. прп. Александра Свирского в Свято-Троицкий Александро Свирский монастырь вторник четверг суббота и в праздничные дни на службы

Еженедельно среда пятница воскресенье совершаем экскурсии в Тихвин с молебном у Тихвинской иконы Божьей Матери в Успенском Тихвинском Богородичном монастыре, с литургией в Дымском монастыре в воскресный день у мощей св. прп. Антония Дымского.

Каждую неделю наши группы отправляются в паломничество на экскурсию в Великий Новгород, где посещают Варлаамо-Хутынский монастырь с поклоном у мощей св. прп. Варлаама Хутынского, Юрьев монастырь с осмотром Георгьевского собора и фресок, Перынского скита и литургией в Софийском соборе - древнем каменном соборе Новгородской земли с поклоном и сугубой молитвой перед чудотворной новгородской иконой Знамение - по средам, пятницам и в воскресеньям.

Регулярно по вторникам и субботам поездки в Псково-Печерский монастырь

История Псковской земли открывает нам возможность совершить поездку в Псков в Троицкий собор и древние Псковские монастыри с сохранившимися росписями до монгольской эпохи православных храмов. Экскурсия в Мирожский монастырь с осмотром фресок еженедельно вторник и в субботу однодневная поездка.

Совершаем паломничества так же и на Святые источники в Никандрову пустынь, Введено-Оятский монастырь, Сольцы и Молочково . Зачем омываться в источниках? В источниках находится вода с целительными свойствами, которая восстанавливает здоровье людей, свершаются чудеса исцелений и если на дорогих курортах за процедуры вам придется платить, то в православном мире все эти источники даны нам безвозмездно и помогают людям восстановить свое здоровье, поддерживать его.

Мы так же совершаем поездки на Валдай, в Дивеево, Торжок, Годеново из Петербурга и приглашаем вас ознакомиться с расписанием паломнических поездок экскурсий и присоединиться к нам. Так же в разделе "о нас", вы можете найти отзывы оставленные паломниками о паломнических поездках ПС Свирский паломник. Мы будем рады и вашим отзывам.

Храни Вас Господь молитвами Всех Святых в земле Российской просиявших, к которым у вас есть возможность поехать с паломниками, единомышленниками, теми кто, возможно, станет вам добрым другом, ибо нет в нашей жизни случайных людей, всех промыслительно посылает нам Господь, и мы благодарим Бога за всех вас. Божьей Вам помощи в трудах паломничества!

Где насельники - там и монастырь. Нет, не так: монахи бывают и вне монастыря. Где храм и кельи - там монастырь. Тоже не то: бывают стены и без монахов. Где монахи живут в уединении, молятся, трудятся, служат Богу - вот там монастырь. Наверное, так. На берегу Дымского озера подвизаются 13 человек. Они молятся, трудятся, служат Богу - возвращают собору и другим возведенным здесь стенам их исконный смысл. Туда мы и отправились.

МОНАСТЫРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва - первая обязанность монаха, а труд по послушанию - важнейшая монашеская добродетель. «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего»… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.

Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, - инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. - Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда её проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется.

Кроме насельников обители за Всенощным бдением молятся всего трое мирян. Антониево-Дымский мужской монастырь пока избегает участи некоторых известных и «раскрученных» обителей, где мир, от которого бежит монах, самприходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? - задаются риторическим вопросом братья, кивая на разрушенные постройки вокруг главного монастырского храма, Казанского собора. - У нас для жизни всё есть!».

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ПУСТЫНЬ

Антониево-Дымский монастырь - одна из лучших обителей Русской Православной Церкви! Это я вам не как клирик монастырского подворья говорю, а как человек, который пишет диссертацию о малых монастырях Русского Севера, - иерей Димитрий Пономарёв, штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, делится взглядами на современное русское монашество. - Я побывал, наверное, почти во всех монастырях европейской части России. И могу с уверенностью сказать - более подходящего места монаху, который хочет жить настоящей духовной жизнью, на самом деле не найти.

На автомобиле добраться в Антониево-Дымский монастырь из Петербурга несложно. С отцом Димитрием мы загрузились в старенький минивэн под управлением насельника монастыря монаха Паисия и двинулись в путь. «235 километров, 3 часа 56 минут в пути», - интернет-поисковик рассчитал мне время, которое понадобится, чтобы добраться до деревни Красный Броневик. Именно так называется населенный пункт, в котором «прописана» обитель. «Значит, - думаю, - к часу дня будем на месте». На самом деле, при прочих равных условиях можно управиться и часа за три, а то и за два с половиной. Но не в нашем случае. Во-первых, за рулем монах, монахи мыслями живут уже в Вечности, и потому отношения со временем у них особенные: например, проезжая через Тихвин, отец Паисий устраивает нам небольшую обзорную экскурсию по городу, который он, даром что уроженец Вологодчины, знает как свои пять пальцев - ведьдо Антониево-Дымской обители он жил в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. А во-вторых, по пути из города в обитель отец Паисий успевает исполнить несколько послушаний, возложенных на него игуменом монастыря Адрианом (Дементьевым) : заехать в гипермаркет и купить рассаду для монастырской клумбы, приобрести вентилятор, заправить автомобиль, - и это, конечно, тоже требует времени.

ВСТРЕЧА В ПУТИ

Минивэн тормозит рядом с припаркованным на обочине большегрузом. Отец Паисий выходит навстречу широкоплечему водителю фуры, прогуливающемуся перед кабиной грузовика.

Отец Паисий!

Человек в черном подряснике обнимает человека в полосатой майке. На шее у дальнобойщика висит на шнурке пуля, которая не попала в грудь воина, так как застряла в бронежилете - в Чеченскую войну.

Дальнобойщик Захар давно знает отца Паисия и остальных дымских насельников, но монах отказался поведать историю их знакомства: «Тайна сия велика есть», - уклончиво ответил отец Паисий.

Захар едет из Челябинска. Как раз сегодня он собирался завернуть в Антониево-Дымский монастырь, но у его товарища сломалась машина, и теперь Захар вынужден на буксире тащить его крупногабаритного «американца» дальше, в Череповец.

Давай, Захар, с Богом. Я позвоню!

До связи, отец Паисий! - монах и бывший воин, а теперь водитель фуры, сердечно обнялись на прощанье.

В обитель мы прибыли ближе к вечеру.

САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ТРУДНИК

Антониево-Дымский монастырь спрятан от оживленной трассы на берегу Дымского озера, среди болот и смешанных лесов. Высокая влажность - и, как следствие, засилье гнуса и комаров. Голодные, жадные, они слетаются на человека целыми эскадрильями. Пришлось весь этот жаркий день проходить в куртке, но даже она не оказалась для насекомых непреодолимой преградой.

Да, вы приехали в самое благодатное для кровососов время, - навстречу нам выходит, широко улыбаясь, трудник Димитрий, - им сейчас раздолье. Но скоро пойдут стрекозы, и комаров поубавится: в сутки стрекоза съедает насекомыхстолько, что их вес превосходит её собственный в несколько раз!

Димитрий рассказывает, что он - дальний родственник священномученика Илариона (Троицкого):

Мой прадед, священник Иоанн Троицкий, приходился священномученику двоюродным братом. Священнический род Троицких был очень большим - в Тульской губернии служили, в Ярославской. А мой прадед незадолго перед революцией возвращался со Всенощного бдения, темно, фонари не горят, запнулся о булыжник мостовой, упал и разбил себе коленку. Как следствие - туберкулез костей. Революцию прадед встретил уже больным, в постели. Такая у меня семья интересная. Ну а я… - Димитрий выдерживает недолгую паузу и со смехом выдает, - а я курю!

Димитрий, наверно, самый веселый насельник в обители. Глядя на него, и не подумаешь, что за спиной у человека - трудная жизнь…

Иерей Димитрий Пономарёв, кандидат богословия, автор двух монографий о жизни преподобного Антония Дымского и истории созданного им монастыря, защитил диссертацию об истории Антониево-Дымского монастыря:

В нынешнем церковном календаре датой кончины Антония Дымского называется 1224 год. Тогда как во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, обитель основал в 1243-м, а умер в 1273 году. 1224 год появился как попытка согласовать даты жизни преподобного Антония с датами жизни его учителя Варлаама Хутынского. В житиях сказано, что преподобный Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Византию, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник - это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1860 году в своей книжке «жития святых за январь» пишет в сноске, что варлаам хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский - его сверстник и, по житию, прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год. Но в житии также говорится, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера (для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее) преподобному дал святой благоверный князь Александр Невский. Это повторяют все списки жития Антония Дымского. Александр Невский родился в 1222 году. А если Антоний Дымский умер в 1224-м, как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Князю было тогда два года от роду. Я предлагаю вернуться к тому, что и прежде было записано во всех без исключения рукописных списках жития преподобного Антония Дымского - он родился в 1206-м, а умер в 1273 году. Но проблема в том, что в таком случае придется пересмотреть и даты жизни Варлаама Хутынского, который, по всей видимости, преставился не в 1193-м, а в 1243 году. Кстати, церковное предание говорит, что он прожил 87 лет, и дата его кончины в 1243 году выглядит более правдоподобно.

ПРОСТРАНСТВО ОБИТЕЛИ

Главная святыня монастыря - мощи преподобного Антония Дымского, основателя обители. Они покоятся в Казанском храме, единственной на сегодняшний день действующей монастырской церкви. От братского корпуса (до революции это была гостиница для паломников) к высокой колокольне храма, сумевшей пережить эпоху забвения, ведут ступени, также сохранившиеся с тех давних времен. Эта лестница пролегала под парадными монастырскими воротами, выстроенными в стиле александровского классицизма. Здесь был центральный вход в обитель, обнесенную со всех сторон стеной, по четырем углам увенчанной двухъярусными башнями. Сегодня не осталось ни стен - лишь деревянный забор повторяет их контур, ни башен. Казанский храм тоже не дошел до наших дней в целости и сохранности: полуразрушенная колокольня - это, собственно, всё, что осталось от исторического соборного храма. К ней и пристроили монахи нашего времени храм, на кирпичах которого и сейчас видны нанесенные маркером имена сотен и сотен жертвователей, верующих, которые имели возможность внести только эту малую лепту для возрождения храма.

МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, - домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая - Плотников.

Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. - Прим. ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, - обрадовался он, - ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, много плотницких дел мастеров.

Многое в обители - дело рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

Сапожник всегда без сапог, - смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены - гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

Они у меня молодцы! - с любовью глядя на снимок, говорит он. - Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.

ГРАНИЦА ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Всей братии в обители 13 человек: три послушника, один инок, пять монахов, два иеродиакона и один иеромонах и игумен. Это много по меркам сегодняшних дней, особенно для малых монастырей, таких как Антониево-Дымский. «Секрет успеха» кроется в том, что здесь стараются выстроить подобающую монашескую общину, ставя на первое место духовную жизнь братии.

Знакомы вам истории про то, как некогда тихая уединенная обитель с приходом крупных спонсоров превращалась в туристический центр? - спрашивает игумен монастыря Адриан (Дементьев). - Мы этого побаиваемся. Не подумайте,что я не хочу восстанавливать монастырь из руин, мы это делаем в меру сил и возможностей, - но прежде нужно создать для братии все условия, чтобы они могли вести уединенную, отделенную от внешнего мира жизнь, научились и полюбили это ко времени, когда монастырский комплекс будет восстановлен и паломников станет намного больше. Иначе в чём тогда смысл быть монахом? Получится тот же мирянин, только в других одеждах.

Границу между монахами и миром очень важно уметь провести не только по территории обители - например, полностью ограничив доступ паломников к братскому корпусу и внутренней жизни монастыря, оставив для них доступными храм со святынями, - но и в душе самих насельников, что гораздо труднее. Отчасти и из этих соображений в Антониево-Дымском монастыре разработали свой внутренний устав - опыт, уникальный для наших дней.

За основу мы взяли Устав Троице-Сергиевой лавры и «Положение о монастырях и монашествующих», принятое Русской Православной Церковью в конце 2017 года, - рассказывает игумен Адриан. - Мы прописали многие моменты, которые не учтены в «Положении», потому что это общий документ, составленный для всех монастырей России, и которых нет в Лаврском уставе, принятом еще в 1959 году, но есть в жизни Дымской обители. Приведу пример. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон - а там интернет, мессенджеры. Получается, человек ушел в монастырь, а на самом деле всегда на связи с миром. И мы прописали в своем уставе, который ориентирует человека к монашеской жизни, что пребывание в монастыре не предполагает пользование интернетом и мобильной связью. Это может быть разрешено, например, для учащихся в духовных школах или по какой-то иной надобности, но с благословенияигумена, и будет организовано, допустим, в библиотеке монастыря. Однако я не сторонник принудительных мер: монах должен сам прийти к тому, чтобы перестать пользоваться телефоном и компьютером. Этот выбор добровольный, но при этом необходимый - монах не порвет с миром, если мир у него «в кармане». Время общения с миром монах должен сокращать, а с Богом - увеличивать. Пусть каждый новоприбывающий к нам ознакомится с Уставом, и если он готов жить по таким правилам - добро пожаловать.

ЗНАКОМСТВО С ЭКОНОМОМ

Иеродиакон Никон (Кожевников) - с виду самый суровый насельник. И это правильно, ведь эконом в обители - то же самое, что исполнительный директор на предприятии. То есть в его руках сосредоточено непосредственное управление всей материальной жизнью монастыря. Он - помощник игумена в хозяйственной деятельности обители. Контролировать приходится всё - от процесса заготовки дров до прокладки водопровода. А еще отец Никон - тот, кто обычно первым беседует с человеком, желающим потрудиться в монастыре, стать послушником.

Представление о монашеской жизни сформировано по книгам, картинкам или фильмам, - говорит отец Никон. - На самом деле она много тяжелее этих пасторальных описаний. Об этом надо сразу предупреждать: если ты бежишь к нам от проблем, то у тебя ничего не получится в монастыре. Лучше даже не пытаться - а то хуже будет. А кто виноват окажется? Господь?! Потому что прежние нерешенные проблемы здесь тебя найдут обязательно, и будет еще пуще, чем в миру. Приходилось отсылать некоторых насельников обратно домой - люди не справлялись, провоцировали конфликты с братией. Монастырь - ковчег спасения, малый коллектив, поэтому бывает и так, что от некоторых разногласий никуда не деться. Нужно большое терпение!

ОТЕЦ АНТОНИЙ

В Антониево-Дымском монастыре два священника - игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) - казначей обители.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание - работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда - бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит - не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил иеромонах Игнатий (Бузин) . Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь , к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, - рассказывает он. - До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

Ну а почему они должны быть грязными? - удивляется монах. - Мы ведь их любим.

ДВА РАЗНЫХ ПУТИ

В Антониево-Дымском монастыре заведена такая традиция: каждый день за обедом игумен Адриан собственноручно разливает братии суп по тарелкам. Это одна из форм служения игумена насельникам - следование Христовой заповеди «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11).

Как посторонний наблюдатель, я замечаю одно большое отличие в устроении жизни этого монастыря от многих других обителей. Это простота в отношениях, - говорит священник монастырского подворья в Петербурге иерей Димитрий Пономарёв , - ни в коем случае не панибратство, но - простота, сердечность в отношениях. Скажу даже, что дымского монаха сразу видно: всё очень естественно.

У каждого из насельников своя история прихода в монастырь. Игумен Адриан, например, рассказывает, что его путь к монашеству был довольно ровным, спокойным. Родом из простой рабочей семьи, он учился в обычной средней школе, играл на гитаре в музыкальной группе. Затем стал читать Евангелие на заре возрождения Церкви в начале 1990-х, тогда же и начал ходить в храм - первым откровением о существовании иных смыслов стало посещение со школьным другом Александро-Невской лавры, где товарищ приложился к иконе, что немало удивило будущего игумена. Еще в школе отец Адриан начал посещать богослужения, поступил в Институт богословия и философии, откуда его забрали в армию, потому что институт отсрочки не давал. После армии - работа отделочником квартир. В 1998 году игумен Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский, пригласил его на два месяца потрудиться в монастырь Александра Свирского… Два месяца превратились в двадцать лет.

Иеромонах Антоний, наоборот, говорит, что в юности жил жизнью, максимально далекой от веры. Некоторых его друзей из той поры уже нет в живых - умерли от наркотиков. По образованию он инженер-электрик, или, как шутит сам, «инженер минус электрик». Крестился в 1994 году «из соображений безопасности»: чтобы «какая беда не случилась». И лишь через год после этого события решил почитать Библию - надо же знать, что там написано.

Понимания написанного не пришло, но в подсознании что-то отложилось. А уже затем я услышал у друга радио «Радонеж» и решил почитать что-нибудь о православии.

Сначала Павел (имя отца Антония в миру) хотел купить в церковной лавке «Лествицу», но её не было, и он приобрел «Маргарит духовный».

Тогда-то я и понял: монашество - это мое.

ИЗ СПОРТА В МОНАХИ

А благочинный Антониево-Дымского монастыря иеродиакон Александр (Семак) понял, что монашество - это его, когда приехал по благословению протоиерея Николая Беляева из Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке потрудиться в Антониево-Дымский.

Отец Александр - наверное, самый скромный насельник монастыря. Историю своей жизни он описывает общими фразами, будто не хочет, чтобы воспоминания о прошлом вторгались в его нынешнюю монашескую жизнь. Родился он в Воронеже, учился в Москве, потом профессионально занимался спортом. Однажды друзья попросили его стать крестным их ребенку - и так, оказавшись в храме, будущий монах захотел вернуться под его своды еще раз.

Самое главное в монашеской жизни - это, действительно, терпение. Его нужно здесь не воз, а целый обоз. Но еще важнее - желание служить Богу и духовно возрастать. Без этого даже терпение не поможет, - говорит отец Александр.

Отец Александр - также и монастырский повар. Каждый день он, когда в одиночку, когда с помощниками, умудряется досыта и вкусно кормить братию. Непростая задача. С ней он справляется на отлично. А неизменные на столе малосольные монастырские огурцы и вовсе бесподобны. И еще он печет просфоры и хлеб.

Так что история у меня самая что ни на есть простая, - скромно подытоживает рассказ этот замечательный монах, не очень-то желая тиражировать публично подробности своей жизни и карьеры.

Вот мы и не станем этого делать.

ПЕРВЫЙ ХРАМ АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Игумен Адриан рассказывает, какие восстановительные работы он хотел бы провести в первую очередь:

Перво-наперво нужно достроить соборный храм. Службы-то идут пока только в нижнем Казанском храме. Когда завершим все работы на втором этаже, Казанским станет тот, верхний храм, а нижний - храмом преподобного Антония Дымского.

Кстати, в России пока нет ни одного храма в честь этого святого. Чтобы идея игумена претворилась в жизнь, надо освоить огромный фронт работ - например, перенести в другое место храмовую лавку, чтобы сделать на её месте лестницу в верхний храм, но прежде возвести пять куполов, отремонтировать колокольню и крышу. Этим уже начали заниматься.

НЕ БЫВШИЙ, НО ДЕЙСТВУЮЩИЙ

И все-таки монастырь - это, прежде всего, не стены, и даже не храм, а люди, которые придают таким постройкам смысл. Чем еще совсем недавно были эти стены без монахов? Школой трактористов, психиатрической больницей, складом, санаторием-профилакторием. И слово «монастырь» в отношении этого места можно было употреблять, только добавляя к нему «бывший». Теперь в этих стенах снова молятся. Здесь снова - монастырь. Игумен Адриан, отцы Антоний, Никон и Александр, остальные монахи, иноки и послушники - вот те люди, которые возвращают стенам их первоначальный смысл, переводя монастырь из категории «бывший» в категорию «действующий».

Антониево-Дымский монастырь является самой древней православной обителью на территории Ленинградской области: по преданию, он был основан в далеком 1243 году. Свое название монастырь получил в честь основателя – преподобного Антония, и близлежащего Дымского озера.

Антониево Дымский мужской монастырь – совершенно особое, ни на что не похожее место. Главная легенда монастыря рассказывает нам о подвиге преподобного Антония, о так называемом столпищенстве на водах. Стоя на камне, отягощенный веригами и железной шляпой, преподобный молил Бога дать живущему здесь народу веру. Сейчас на том месте установлен крест, а рядом с ним в воде находится тот самый молитвенный камень. Он стал почитаемой святыней. Многие паломники и туристы, приезжающие в Антониево-Дымский монастырь, заходят в воды Дымского озера и плавают вокруг него. Считается, что это помогает обрести веру и душевное равновесие.

Главной и пока что единственной архитектурной достопримечательностью Антониево-Дымского монастыря является храм Антония на водах . Он действующий, освящен был в 2001 году. Хотя до сих пор ведутся восстановительные работы, и снаружи, и внутри храм очень красивый и уютный. Фото — в начале рассказа.

Другой каменный собор монастыря – церковь Святой Троицы – сейчас только восстанавливается.

Причем деньги на восстановление здесь собираются весьма оригинальным и, мне кажется, очень эффективным методом. У храма, среди прочего строительного материала, лежит огромное количество новых кирпичей, приготовленных к кладке. Рядом стоит ящичек для пожертвований на восстановление и лежат маркеры. Каждый, кто внес свою лепту в восстановление храма, может написать на кирпиче свое имя. Лично мне эта идея очень понравилась. А судя по количеству имен на кирпичах – не мне одному.

Одним словом, Антониев Дымский монастырь очень интересное и красивое место. Если вы окажетесь в Тихвине и у вас будут свободные пару часов – обязательно сюда загляните. И в другой монастырь, расположенный в окрестностях Тихвина я вам тоже очень рекомендую заехать. Я сейчас говорю про Свято-Троицкий женский скит в Сенно, расположенный километрах в 30 от Тихвина. Но это уже совсем другая история.

Как добраться до Антониево-Дымского монастыря

Выезжаете из Тихвина по улице Карла Маркса по направлению к Вологде. Едите минут 10 по трассе А114 переезжаете железнодорожный путепровод и видите указатель направо «Атониево-Дымский монастырь». Сворачиваете, едите еще километра 4 и приезжаете прямо к монастырю. Дороги везде асфальтовые, никаких проблем не доставляют.

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".

На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

Последние материалы сайта